Бульвар им. Тараса Шевченко

Прогуляемся теперь по одной из красивейших улиц Киева – бульвару Тараса Шевченко. Возник он в 30-40-х годах ХІХ столетия как Бульварная улица, переименованная позднее сначала в Шоссейный бульвар, затем в Университетский, а в 1869 г. – в Бибиковский, по фамилии киевского генерал­губернатора 1837-52 гг. Д. Г. Бибикова. Он был верным слугою императора, ревностным исполнителем политики Николая I – русификатором Юго-Западного края. Т. Г. Шевченко назвал этого сатрапа «Капрал Гаврилович Безрукий» (Дмитрий Гаврилович потерял руку в Бородинской битве).

Нынешнее название бульвар носит с 1919 года. Он начинается от Бессарабской площади и заканчивается на площади Победы. В дореволюционном Киеве Бибиковский бульвар соединял два рынка – Бессарабский и базар на Галицкой площади (ныне площадь Победы), который киевляне называли Евбаз или еврейский базар.

Когда¬то здесь был пустырь на границах города. Обживала его еврейская беднота, которой киевские власти разрешили селиться в этой местности. Вместе с поселением возникло множество мелких магазинчиков, мастерских, где трудились сапожники и портные, часовщики и точильщики. Тут можно было заказать ключ взамен утерянного и починить примус. Были здесь и книжные лавки, в которых бойко торговали копеечными детективами из серии приключений «знаменитых сыщиков». Крестьяне привозили сюда свой товар, здесь продавали поношенные и ворованные вещи. Был на Евбазе еще «обжорный ряд». Здесь торговали допоздна и готовили варево прямо на месте. Еда была на любую цену, а о вкусе и качестве никто и не спрашивал. В базарной толчее было приволье для карманников, наперсточников и шулеров. Евбаз растянулся от вокзала до места, где сегодня стоит Воздухофлотский путепровод. Здесь менялось и продавалось все! Евбаз просуществовал до начала 50¬х годов прошлого века.

Зеленая аллея

Особую красоту улице придает тополиная аллея, посаженная посередине. Это уже четвертое поколение пирамидальных тополей, украшающих бульвар. Но вначале здесь были высажены липы. В 1842 году на бульваре начали высаживать привезенные с Балкан саженцы каштанов, но они плохо приживались. Увядшие деревца выкопали. Часть из них подобрали работники ботанического сада, часть саженцев унесли в свои усадьбы киевляне. Благодаря заботливым рукам каштаны в Киеве выжили и скоро стали очень любимы горожанами.

К огромному сожалению, сегодня киевские каштаны, ставшие символом города, тяжело больны. Листья деревьев покрывают пятна, они сох­нут и скручиваются еще до наступления осени. Как говорят специалисты, это результат огромного количества загрязняющих воздух автомобильных выхлопов и засоления почвы.

Вначале аллея ничем не отделялась от проезжей части. Но позже ее благоустроили, посадили цветы, установили скамейки и отделили от дороги сначала деревянной, а позже плетеной проволочной оградой. Такие заборчики с одинаковым рисунком плетения нашли в Киеве широкое распространение. Ими были отгорожены обрывистые склоны в парках на Днепровских склонах, на Владимирской горке, а также скверы и садики, в том числе Золотоворотский и Полицейский (на нынешней улице Федорова), сквер вокруг фонтана на Европейской площади. В заборе, ограждающем ботанический сад, между кирпичными столбами до сих пор стоят эти решетки.

После Великой Отечественной войны по инициативе председателя киевского горисполкома А. Давыдова старый заборчик заменили знакомым нам чугунным ограждением, которое очень украсило бульвар. Киевляне – и молодые, и пожилые – любили посидеть на скамейках, расставленных вдоль бульвара в тени тополей. Сегодня шум нескончаемого потока машин и «машинные ароматы» прогоняют отдыхающих подальше от бульвара. В прессе и среди некоторых киевских проектировщиков раздаются голоса о необходимости сноса бульвара и расширения за его счет проезжей части. Будет жаль, если это украшение Киева навсегда исчезнет с лица города под колесами автомобилей.

Сносить или нет?

В начале бульвара в 1946 году был установлен памятник В. Ульянову¬Ленину работы скульптора С. Меркурова и архитекторов А. Власова и В. Елизарова. Фигура из полированного красного гранита высотой 3,45 м установлена на цилиндрическом постаменте из черного полированного лабрадорита на квадратном гранитном стилобате. Общая высота памятника – около 10,5 метров.

На постаменте помещены две ленинские цитаты, одна из которых утверждает, что без совместных действий русских и украинских пролетариев свободная Украина невозможна. В 1991 году, проголосовав на всенародном референдуме более чем 90% за независимость, украинский народ сегодня доказал несостоятельность такого утверждения. Некоторые политические круги, особенно рьяно настроенные против всего, что имеет отношение к коммунистическому прошлому страны, выступают за снос памятника. Но он остается на месте в частности и потому, что имеет определенную художественную ценность. Памятник органично вписан в окружающую среду и не производит впечатления излишней помпезности, которая присуща многочисленным гранитным, бронзовым и бетонным «ильичам», установленным в прошлом во многих парках и скверах городов и сел.

Говорят, что Н. Хрущеву, который в те годы был секретарем ЦК КПУ, нравилась скульптура. Во время кампании по разоблачению культа личности гипсовая скульптура Сталина, стоявшая в зале заседаний Верховного Совета, в нише за спиной президиума, была демонтирована. Вместо нее по инициативе Н. Хрущева была установлена точная копия скульптуры Меркурова. Хотя, возможно, это одна из многочисленных легенд, бытующих в Киеве. Скульптура простояла там до 1991 года и была снята по решению депутатов, когда Украина стала независимым государством и коммунистическая идеология перестала быть государственной.

Архитектура бульвара

Дом №1 на бульваре Т. Шевченко был построен по проекту архитектора В. Николаева в 1886 году, о чем свидетельствует указанная на нем дата. Первым хозяином здания был кирпичный фабрикант Я. Бернер, чьи инициалы – «ЯБ» – и сегодня можно разглядеть на фасаде.

В здании на углу Крещатика и бульвара Т. Шевченко находился магазин «Каштан». В 60¬70¬е годы это был главный магазин сети магазинов, торговавших ювелирными изделиями, драгоценными металлами и другими ценностями за валюту и бонны, которыми платили нашим соотечественникам, работавшим за рубежом. Позже, когда валюта стала достаточно доступной, магазин потерял былой ореол недосягаемости и стал обычным ювелирным магазином. Сегодня в этом помещении разместился один из многочисленных банков с иностранным названием.

Угловой дом по левую сторону бульвара Шевченко построен в 60¬х годах прошлого столетия. В первом этаже этого дома много лет подряд находился магазин «Алмаз», в котором продавался алмазный и твердосплавной инструмент. Инструмент этот разрабатывался и изготавливался единственным в Советском Союзе институтом сверхтвердых материалов (его еще называли институтом Бакуля, по фамилии директора­академика). Сам институт, впервые изготовивший искусственные алмазы, находился по улице Вышгородской на Куреневке. Сейчас в помещении бывшего «Алмаза» расположен магазин ювелирных изделий.

На противоположной стороне в доме № 4 находится гостиница «Санкт¬Петербург», бывшая гостиница «Ленинград», которая поменяла название вместе со своим тезкой¬городом.

Поднимаясь вверх по бульвару, слева мы видим реконструированный и надстроенный в 1999¬2001 гг. комплекс зданий гостиницы «Премьер¬палас» (дома №№ 3¬7), первой в Киеве пятизвездочной гостиницы. Архитекторы М. Демин, С. Бабушкин, В. Рубштейн, В. Смирнов, инженер Л. Козачинский сумели придать зданию современный вид, сохранив его художественную ценность. Особенно эффектно выглядит фасад в вечернем освещении. Раннее гостиница называлась «Украина». Позже, после 1991 года, «Украиной» была названа гостиница на улице Институтской, носившая прежде название «Москва». Это была первая гостиница, построенная в послевоенном Киеве.

В доме № 3, фасад которого выполнен в стиле ренессанс (арх. А. Вишневский, А. Краус, С. Рикачов, 1897 г.), первоначально размещалась гостиница «Марсель».

Дом № 5 (1909¬1910 гг.) принадлежал известному киевскому подрядчику и домовладельцу Л. Гинзбургу. Фасад дома был оформлен в стиле модерн, его украшали женские барельефы, другие лепные украшения, свойственные этому стилю.

Дом № 7 на углу Пушкинской улицы сооружался в 1911¬12 гг. как гостиница «Паласт» (арх. А. Микус, Ф. Троупянский). Фасад здания был оформлен в стиле рационального модерна, расчленен эркерами. Угол здания венчала башенка, которая впоследствии была утрачена. После недавней реконструкции башенка снова акцентирует угол здания.

В 1919 году дом заселили различные советские учреждения, занимавшиеся вопросами культуры, театра, охраны старины, с которыми сотрудничали многие известные деятели. Здесь бывали: историк В. Модзалевский, искусствоведы Ф. Эрнст, Г. Лукомский, литераторы И. Эренбург, М. Кольцов, певец Л. Собинов, режиссер К. Мар¬ джанишвили, художник А. Петрицкий и мн. др.

В послевоенные годы гостиница «Украина» была, пожалуй, самой престижной в Киеве. Здесь останавливались известные деятели искусства – А. Вертинский, В. Высоцкий, В. Марецкая, Л. Орлова, Н. Крючков, А. Демяненко и многие другие.

На противоположной стороне на углу улицы Пушкинской недавно закончилось строительство высотного офисного здания, которое удачно вписано в старый двухэтажный дом. В нем размещался раньше один из академических институтов. Новые стены поставлены с отступом от красной линии застройки так, что сохранившиеся две фасадные стены старого здания не меняют для пешехода знакомого облика улицы, а его богато декорированный фасад украшает новое здание.

Последние годы киевские архитекторы все чаще используют такой прием, что позволяет сохранить хотя бы фасады старых домов – работы архитекторов прежних поколений.

В доме № 12 с 1919 г. помещения занимали различные учебные и административные учреждения. С 1949 года в красивом двухэтажном здании в стиле ренессанс находится литературно­художественный музей Т. Г. Шевченко. Перестроенный в 1870 г. из нескольких домов, стоявших на этом месте, особняк принадлежал городскому голове П. Демидову. Он был потомком известных уральских промышленников и носил титул итальянского князя Сан¬Донато. Поэтому киевляне называли здание «дом Сан¬Донато». Впоследствии, с 1875 г., особняк перешел во владение известного сахаропромышленника Н. Терещенко. В декоре на фасаде со стороны бульвара мы можем увидеть фамильный герб семьи Терещенко с изображением сахарной свеклы – символа коммерческого могущества этой семьи. Никола Терещенко (1819¬1903) вошел в историю Киева как один из крупнейших благотворителей, не жалевших огромных сумм на добрые дела. Еще при жизни, по случаю 80¬летия, в знак уважения к заслугам перед городом, улицу, на которую боковым фасадом выходит его дом, назвали Терещенковской. В советские времена названия улицы менялись, но теперь восстановлено ее историческое имя.

Любимый парк

Слева от бульвара находится один из самых старых и уютных киевских парков – парк им. Тараса Шевченко. А напротив него, справа, в доме № 14 – гуманитарный (или, как его еще называют, «желтый») корпус Киевского Национального университета имени Т. Г. Шевченко, построенный архитектором А. Беретти в 1850¬52 гг.

Сначала здесь размещался Кадетский корпус. После того, как он переехал в специально построенное новое здание на теперешнем Воздухофлотском проспекте (сейчас в нем расположено Министерство обороны Украины), начиная с 1857 года, здесь находилась Первая киевская гимназия. С момента создания в 1809 году она размещалась на Подоле, а с 1811 года – в Кловском дворце. Здание гимназии, построенное в стиле позднего классицизма, очень гармонично и торжественно. Здесь учились А. Луначарский, писатели М. Булгаков, К. Паустовский, академики Е. Тарле, А. Богомолец, художники В. Левандовский и В. Меллер, будущий изобретатель вертолетов, авиаконструктор И. Сикорский, искусствовед С. Гиляров, певец, поэт и актер А. Вертинский и многие другие, ставшие впоследствии выдающимися деятелями культуры, науки и искусства. Фасад строения украшают мемориальные доски многим преподавателям и выпускникам гимназии. Некоторые эпизоды гражданской войны в Киеве, происходившие в стенах этого здания, описаны в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» М. Булгакова. К. Паустовский в своей «Повести о жизни» подробно описал своих одноклассников и преподавателей. В двухэтажном доме №16 в 50¬60¬е годы находилась школа­интернат для одаренных детей, потерявших родителей. Очень многие талантливые выпускники этой школы получили высшее образование и стали известными художниками, преподавателями, учеными и специалистами. Позже над зданием надстроили два этажа, и в нем разместился Дом экономической и научно¬технической пропаганды.

Ведущая клиника

На противоположной стороне бульвара расположен комплекс зданий клинической больницы, бывшей ранее Университетской клиникой. Ее первоначальные помещения, построенные в 1885¬86 гг. по проекту архитектора М. Иконникова, позже были значительно расширены. Организатором клиники был выдающийся врач¬офтальмолог, первый декан медицинского факультета, профессор В. Караваев. С его именем мы еще не раз встретимся, гуляя по улицам и площадям Киева.

Тут работали ведущие врачи, профессоры медицинского факультета университета Св. Владимира. В этой клинике в конце 1912¬ начале 1913 гг. лечился классик украинской литературы М. Коцюбинский, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде. Здесь в 1858¬61 гг. не раз бывал Н. Пирогов. Неподалеку расположены улицы, названные именами Н. Пирогова и М. Коцюбинского. Мемориальная доска на фасаде напоминает, что в клинике с 1938 по 1958 гг. работал известный врач А. Лурье. С клиникой университета, позже районной, связана деятельность практически всех выдающихся врачей Киева. В родильном отделении больницы в ХХ столетии родился каждый четвертый киевлянин. В доме № 13 находился административный корпус Мединститута имени академика А. Богомольца.

Back To Top